RU - переключиться на русскийEN - switch english

Классификация опасных грузов

Опасный груз - что это?

В соответствии с действующими нормативными актами к опасным грузам в обязательном порядке относятся различные вещества, которые в случае транспортировки, а также в процессе погрузки/разгрузки могут спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации наподобие взрыва или пожара, что может привлечь к значительному повреждению зданий, сооружений, устройств, складов, а также самому транспортному средству и окружающим живым существам. Основной правовой документ, в соответствии с которым регламентируется транспортировка таких веществ, является Европейское соглашение, в котором крайне подробно перечислено, как должны транспортироваться те или иные опасные грузы. Правила, указанные в этом документе, обязательно должны соблюдаться при перевозке любых подобных товаров, а сам свод сокращенно назван ДОПОГ.

​В соответствии с ДОПОГ регламентируются различные международные перевозки, а работают они в тех странах, которые его подписали, при пересечении хотя бы двух из них. В преимущественном большинстве случаев национальные нормативные акты практически полностью соответствуют этому своду, но в них, конечно же, могут быть и некоторые особенности. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в ДОПОГ разрабатывались для того, чтобы максимально повысить степень безопасности на дорогах в процессе проведения подобных транспортировок, а также с целью упрощения всевозможных номенклатурных процедур. Для того чтобы достичь этих целей, в документе присутствует единая классификация, а также объединенная система требований, которые применяются при перевозке. В нашей стране, помимо указанного свода требований, существует также ряд других нормативных актов, предусматривающих необходимость специального обучения водителей, а также перечисляющих различные требования, предъявляемые к подобным перевозкам.

​Опасный груз классифицируется таковым непосредственно самим грузоотправителем. Для этого компания обращается к компетентным органам. К примеру, в соответствии с действующим Положением об основах, классификацией, а также отнесением преимущественного большинства опасных грузов занимается Федеральное ведомство по испытаниям и исследованиям материалов.

Классы опасных грузов

Опасные грузы разделяют по классам согласно их физическим и химическим свойствам, а также видам и степени опасности при хранении и транспортировке. Классификация опасных грузов регламентируется по ГОСТ 19433-88, а именно:

КЛАСС 1 — взрывчатые материалы, способные благодаря своим свойствам взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;

подкласс 1.1 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз;

подкласс 1.2 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой;

подкласс 1.3 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него;

подкласс 1.4 — взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность   взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок;

подкласс 1.5 — взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны;

подкласс 1.6 — изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования;

КЛАСС 2 — газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

абсолютное давление паров при температуре 50С равно или выше 3 кгс/смЧЗОО кПа);

критическая температура ниже 50С. По физическому состоянию газы делятся на:

сжатые, критическая температура которых ниже -10С;

сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10С, но ниже 70С;

сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70С;

растворенные под давлением;

сжиженные переохлаждением;

аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний.

Подклассы:

подкласс 2.1 — невоспламеняющиеся газы;

подкласс 2.2 — невоспламеняющиеся ядовитые газы;

подкласс 2.3 — легковоспламеняющиеся газы;

подкласс 2.4 — легковоспламеняющиеся ядовитые газы;

подкласс 2.5 — химически неустойчивые;

подкласс 2.6 — химически неустойчивые ядовитые. подкласс 1.5

абсолютное давление паров при температуре 50С равно или выше 3 кгс/смЧЗОО кПа);

критическая температура ниже 50С. По физическому состоянию газы делятся на:

сжатые, критическая температура которых ниже -10С;

сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10С, но ниже 70С;

сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70С;

растворенные под давлением;

сжиженные переохлаждением;

аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний.

КЛАСС 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61ºС и ниже;

подкласс 3.1 — легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18ºС или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости;

подкласс 3.2 — легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23ºС;

подкласс 3.3 — легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки от 23 до 61ºС включительно в закрытом тигле.

КЛАСС 4 — легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных, как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения или в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений или нагрева;

подкласс 4.1 — легковоспламеняющиеся твердью вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть;

подкласс 4.2 — самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться;

подкласс 4.3 — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

КЛАСС 5 — окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;

подкласс 5.1 — окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня;

подкласс 5.2 — органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.

КЛАСС 6 — ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;

подкласс 6.1 — ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей;

подкласс 6.2 — вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.

КЛАСС 7 — радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).

КЛАСС 8 — едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;

подкласс 8.1 — кислоты;

подкласс 8.2 — щелочи;

подкласс 8.3 — раные едкие и коррозионные вещества.

КЛАСС 9 — вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения;

подкласс 9.1 — твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61С до +100С в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы);

подкласс 9.2 — вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

Классификационный код 

 Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, а также указать физические и химические особенности, которые не передает установленный на упаковку знак, опасный груз в обязательном порядке имеет собственный классификационный код, состоящий из буквы или букв, обозначающих определенную группу опасных свойств, а также может дополняться цифрой, указывающей на химические или физические свойства груза или же его принадлежность к той или иной группе.

Для опасных веществ, принадлежащих к первому классу, классификационный код включает в себя номер подкласса и буквы отдельной группы совместимости. Для второго класса он предусматривает цифру, указывающую определенное агрегатное состояние, тип некоторого вещества и несколько букв, которые обозначают их группу опасных свойств.

При этом классификация опасных грузов не предусматривает соответствующий код для седьмого класса.

Идентификация

Все такие грузы обязательно должны иметь надлежащие наименования и определенные номера ООН. Помимо этого, наименования и номера присваиваются некоторым опасным изделиям и вещества в соответствии с системой классификации ООН.

Так как в преимущественном большинстве случаев требования применяются к определенной позиции перечня, перед тем, как начать перевозить опасный груз, его нужно в обязательном порядке идентифицировать. Вследствие такой идентификации легко определяются следующие элементы информации:

  • номер ООН;

  • соответствующее отгрузочное наименования;

  • классификация опасных грузов, а также возможные виды дополнительной опасности;

  • группа упаковки;

  • номера образцов знаков;

  • определенный классификационный код.

После того как определяются все указанные выше элементы информации, перед тем, как будет осуществляться перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, нужно отметить соответствующие требования.

Идентификация по номеру ООН

Данный номер определяет четырехзначный идентификационный номер определенного изделия или вещества, который основывается на Типовых правилах Организации Объединенных Наций. Такая идентификация по номеру осуществляется в соответствии с Перечнем опасных грузов, который указан в таблице А ДОПОГ, в главе № 3.2. Данный перечень включает в себя все опасные грузы, причем все они указаны в порядке указанных номеров. Если же номер того или иного вещества отсутствует в этом перечне, то это говорит о том, что идентификация данного груза была осуществлена неправильно.

Для тех грузов, которые не указываются конкретно по своему наименованию в перечне, номер ООН должен определяться после определения класса, а также всех видов дополнительной опасности и группы упаковки. При этом стоит отметить, что далеко не всегда единственного номера ООН достаточно для того, чтобы провести идентификацию какого-нибудь опасного груза. В частности, к таким ситуациям относится:

  • идентификация аэрозолей, которая дополнительно требует также знания классификационного кода или же номера знаковых образцов;

  • идентификация краски, предусматривающая знание группы упаковки.

Идентификация по наименованию

Если по определенному грузу не известен номер ООН, то в таком случае правила перевозки опасных грузов предусматривают идентификацию по наименованию, которая проводится в соответствии с таблицей В: "Алфавитный указатель изделий и веществ ДОПОГ".

В процессе такой идентификации важно учитывать, что в большинстве случаев у химических веществ есть несколько названий:

  • основное, которое может быть техническими или биологическим;

  • различные синонимы;

  • коммерческое наименование.

К примеру, у углерода диоксида есть несколько синонимов, таких как углекислота или углекислый газ. Для того чтобы избежать проблем, которые связаны с применением разными субъектами перевозки, а также всевозможными компетентными органами разных наименований одного груза, в процессе перевозки используется соответствующее транспортное наименование. Правила перевозки опасных грузов предусматривают определение надлежащего отгрузочного наименования в соответствии с требованиями, установленными в разделе 3.1.2.

Учет группы упаковки

Нередко случается так, что для разных опасных грузов, которые относятся к определенному номеру ООН и при этом имеют одинаковое наименование, могут использоваться разные требования, если проводится перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Это происходит по той причине, что подобные грузы могут иметь разную степень опасности. К примеру, масляные, а также нитро и некоторые другие краски относятся к номеру "ООН 1263 КРАСКА", но требования к транспортировке масляных и нитрокрасок будут совершенно разными.

Если перевозка опасных грузов ведется по отношению к веществам или изделиям, которые могут относиться к определенному номеру ООН, для которого в перечне предусматривается несколько позиций с абсолютно одинаковым наименованием, то в процессе идентификации нужно будет учитывать группу упаковки, указанную в столбце 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ. Критерии для определения той или иной группы упаковки приводятся в этой же главе.

Учет классификационного кода

На практике нередко встречаются такие ситуации, когда правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают обязательный учет номера образцов знаков в процессе определения условий транспортировки.

Таким образом, любые типы аэрозолей относятся к номеру "ООН 1950 АЭРОЗОЛИ", а потом уже в зависимости от уникальных свойств разделяются на 12 других групп, для каждой из которых предусмотрены уже свои требования к автомобильной транспортировке. В данной ситуации в процессе того, как будут определяться правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, должны учитываться номера образцов знаков опасности, а также их индивидуальный классификационный код. Сам же код должен учитываться в обязательном порядке при транспортировке следующих типов грузов:

  • взрывчатые изделия и вещества первого класса;

  • изделия с содержанием газов;

  • химические вещества, которые могут транспортироваться в жидком или твердом состоянии.

Соответствующие номера образцов знаков опасности определяются в пятой колонке Перечня опасных грузов, а значения и описания отдельных номеров приводятся в подразделе 5.2.2.2 ДОПОГ.

Основные требования

Перед транспортировкой на упаковки или контейнеры наносится соответствующая маркировка, причем это является непосредственной обязанностью отправителя. Маркировка должна выполняться в полном соответствии со стандартами, и при этом быть разборчивой и долговечной, чтобы при необходимости по ней можно было определить, какие опасные грузы перевозятся этим транспортным средством. Отдельное внимание следует уделить тому, что маркировка грузов 1, 2 и 7 классов опасности предусматривает обязательное указание отгрузочного наименования.

На данный момент предусмотрена целая система того, каким образом осуществляется информирование об опасности тех или иных грузов, которая включает в себя:

  • аварийную карточку, которую изготовитель груза должен заполнять в соответствии с унифицированным образцом, включающая в себя перечисление всех нужных мероприятий, направленных на ликвидацию возможных последствий в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия;

  • специальные информационные таблички, закрепляющиеся в задней и передней части передвижного состава;

  • информационную карту, в которой присутствует расшифровка различных кодов мер, указанных в информационной табличке (карта должна находиться в тех органах, которые отвечают за ликвидацию аварийных последствий).

Требования к транспорту

Также и автомобили, которыми проводится транспортировка, должны в обязательном порядке соответствовать целому ряду требований. В частности, это касается обязательного наличия хотя бы одного противооткатного упора, который будет соответствовать габаритам и массе транспортного средства. Также автомобиль должен иметь как минимум два предупреждающих знака с подсветкой и независимой опорой, а помимо этого, у экипажа должна быть специальная форма яркого цвета и карманные фонари.

Особые требования предъявляются к тому, в каком техническом состоянии должен находиться автомобиль. В частности, у него должна быть износоустойчивая тормозная система с аварийным аналогом, а если речь идет о транспортном средстве с массой более 16 тонн, то здесь уже обязательно предусматривается использование антиблокировочной системы тормозов. Немаловажной является также защита всех присутствующих электрических цепей специальными ограничителями, предохранителями и выключателями, а помимо этого, особенное внимание уделяется оборудованию ТС специальным приспособлением, позволяющим прямо из кабины водителя отключать аккумуляторную батарею.

Автопоезд, который перевозит опасные грузы, в свою очередь, может включать в себя только один прицеп. Если же транспортировка опасных грузов осуществляется цистернами, то в таком случае транспортное средство в обязательном порядке должно оборудоваться специализированным бампером, обеспечивающим предохранение от удара. Минимально допустимое расстояние от крайней точки цистерны для закрепления бампера на автопоезд составляет 10 см.

Все эти правила обязательно нужно учитывать в процессе транспортировки, так как в противном случае можно понести административную или более серьезную ответственность.